
Сегодня свое небольшое выступление я хочу посвятить двум покровителям татарского народа и всех православных тюрок:
— святому мученику (или, как мы говорим, шахиду-свидетелю, именно такое значение имеет слово «мученик» на еврейском, арамейском, греческом и других языках, и именно так переводится слово «мученик», «свидетель» на татарский язык) Авраамию Болгарскому
— и мученику-шахиду Феодору Болгарскому. Прошу не путать с другими «шахидами», которые истинными шахидами не являются, шахиды — это мученики, свидетели, которые пострадали за Христа, засвидетельствовав веру во Христа Спасителя своими мучениями и своей смертью за Православие.
Уникальность этих покровителей татарского и тюркских народов в том, что оба были замучены и пролили мученическую кровь – семя Церкви, на татарстанской земле, оба были убиты в первой столице Золотой Орды — Болгаре. Один был изначально мусульманином — это святой Авраамий Болгарский, а второй, Феодор Болгарский — не был мусульманином, согласно исследованиям, но он проповедовал татарам и тоже был мученически убит.
Убийство Феодора Болгарского произошло во время насильственной исламизации ханом Узбеком татар и других народов Золотой Орды, в том числе Поволжья. Убиты эти два святых были с разницей в один век. Мученик Авраамий Болгарский убит в 1229 году, а Феодор Болгарский – в 1323 году, оба были богатыми купцами и оба пострадали за проповедь Христа тюркам. В 2010 году на Болгарском городище были обнаружены мощи одного их святых. Мы знаем, что это мощи святого мученика Феодора Болгарского. Он был найден в сидячем положении, ноги скрещены, в ногах лежала его голова, в руках крест. Как позже показал экспертиза, голова была оторвана живьём. Вид креста и исследование мощей указывают на то, что мученик Феодор Болгарский был вероятно армянином или евреем. Его называют Иерусалимлянин, Философ или Камский. Готовится передача мощей в Татарстанскую Митрополию. Мощи сейчас находятся в Институте археологии им. А.Х. Халикова
Академии наук Республики Татарстан. Мы верим и надеемся, что передача мощей произойдёт — это событие очень важное, в том числе для поддержки тех татар и тюрок, которые исповедуют Православие.
Наша община понесла потери от террористов, в 2009 году был убит основатель нашей общины отец Даниил Сысоев, сегодня мы вспоминали о замученных святых и можно предположить, сколько было убито людей и нам они неизвестны. Сегодня мусульмане активно участвуют в передаче найденных в 2010 году мощей христианского мученика Русской Православной Церкви. Этот союз и дружба, которые мы видим на СВО, очень важны, мы видим, как православные вместе с мусульманами отстаивают сегодня традиционные семейные ценности.
Русская Православная Церковь даёт возможность восточным народам сохранять свою культуру. Есть такой замечательный документ – «Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви». В нём описан очень важный принцип церковной рецепции культур. Вот пример небольшого шамаиля. Христианский шамаиль — это религиозное православное татарское искусство: в восточные орнаменты вписаны молитвы на татарском языке в восточном стиле привычные глазу православного татарина и восточного человека. Это один из примеров церковной рецепции культур. Вот икона, написанная в татарском стиле — это святой булгарин Авраамий Болгарский, икона подписана на трёх языках: на славянском, татарском и чувашском. Авраамия Болгарского убили булгары, а булгары — предки чувашей, поэтому мы подписали икону и на чувашском языке. Также хотели Вам представить татарскую икону «Курултай татарских святых». Икона Святого Авраамия Болгарского была написана буквально за этот Великий пост 2024 года, его память совершается 14 апреля по новому стилю, а святому мученику Феодору Болгарскому – 4 мая. И наше мероприятие проходит не просто так в дни памяти этих святых. На иконе «Курултай татарских святых» изображены святые татары чингизиды, сеиты, мученики и новомученики. На ней также изображены пока ещё не канонизированные в лике святых священник Василий Тимофеев и священномученик Даниил Сысоев. Мы верим, что придёт время и они будут канонизированы. Святые одеты сообразно времени, на головах можно увидеть тюбетейки, чалму, на ногах ичиги.
Сегодня в Татарстане проходит форум «Россия — Исламский мир: KazanForum». Завтра стартует ещё один — XIV Всероссийский Форум татарских религиозных деятелей. Мы знаем, что православных татар священников более 500 человек, так же есть священники казахи, со многими мы установили связи. Пока никто из наших православных религиозных деятелей не был приглашен. В Стратегии развития татар провозглашена двухконфессиональность татарского народа, но пока ещё не запущен полноценный процесс, когда православные татары будут участвовать во всех общетатарских мероприятиях и организациях, и будут равнозначно представлены на общетатарском уровне. Естественно, мы не ждём, что это произойдёт сразу, для этого нужно время. Наша община в том числе и существует для того, чтобы напоминать, говорить об этом участии и расширять его. Сегодня православный татарин может смело сказать своим родственникам, что им не надо смущаться, выбор Православия — это личный выбор, который традиционно татары делали всегда на протяжении всей своей истории, татары приняли соответствующую стратегию в 2020 году, теперь на неё можно ссылаться. Не надо страдать излишне, этот этап мы уже прошли.