Большой радостью для двухконфессионального татарского народа стало освящение иконы «Курултай татарских святых» на Четвёртой православной татарской конференции «Православные татары — форпост миссии Русской Православной Церкви в евразийском интеграционном процессе», которая прошла 29 января 2019 года.
Так описывается это уникальное событие в статье, посвященной итогам Татарской секции Международных Рождественских образовательных чтений: «после официальной части, началась самая главная. А именно: освящение написанной специально к этому дню великолепной иконы – «Курултай татарских святых». По благословению настоятеля храма, отца Иоанна, возглавили чин освящения иконы отцы Андрей Надир Якубов и Иннокентий Равиль Кильдеев. Многие православные молитвы были произнесены на чистом татарском языке, который исходил из уст не только священников, но и многократно усиливался татарскими мирянами. «Эй, Ходай, ярлыка!» — в радости и трепете сердец молились в храме».
Замысел написания иконы созревал некоторое время в сердцах и умах членов православной татарской общины. Татарскую православную традицию иконописи еще предстоит развивать, начало было положено. Если, например, взглянуть на грузинскую традицию иконописи, сразу будет заметен особый стиль, в котором прослеживаются особенности традиций этого христианского народа. Также свой характер иконописи сложился в русской традиции, греческой и т.д.
На иконе «Курултай татарских святых» можно увидеть пятнадцать татарских святых, канонизированных Русской Православной Церковью, и двух татарских священников, один из которых канонизирован Сербской Православной Церковью. В будущем предстоит написать ряд подобных икон, в том числе с дополненным списком татарских святых. На это потребуется дополнительная исследовательская работа, в ходе которой перед нами, надеемся, предстанет еще немало татарских святых, крещеных в разных поколениях. Конечно, обращая свои молитвы к святому Пафнутию Боровскому и не зная, что он был внуком крестившегося татарского баскака Мартина, духовное общение со святым качественно никак не поменяется. Но для татарина это большая радость о своем народе и более близкий пример для подражания! Святые татары – это особые заступники, которые молятся за своих соплеменников.
Мало кто знает, что Пётр Ордынский (он же Даир Кайдагул Орда-Ичинов сын Пётр Ордынский Чингизов) был племянником хана Золотой Орды Беркая, правнуком Чингисхана, а святой блаженный царевич Иаков (Ягъкуб) Касимовский Чингизов является не только прямым потомком Чингисхана по мужской линии, но и внуком касимовской царицы Фатимы-Султан-Бинем-Сеитовны из рода Сеид-Шакуловых – потомков основателя ислама Мухаммада, из этого же рода по материнской линии происходил и канонизированный Сербской Православной Церковью священномученик Даниил Сысоев (на иконе подписан как «священник Даниил Сысоев» по-татарски «корбанчы Даниял Сысоев»). Татарское отчество святого страстотерпца царевича Феодора Долголядского Чингизова – Мелехдеярович, Мелик-Тагирович, который также является чингизидом по мужской линии. Все имена на иконе подписаны по-татарски на современной татарской кириллице, а название «Курултай татарских святых» написано по-татарски уйгурским (старотатарским) письмом.
Все татарские святые изображены на зелёной кошме с золотой бахромой, причём в первом ряду сидят трое татарских святых – царевичи чингизиды по прямой мужской линии, за ними во втором ряду стоят четверо татарских святых (они же правители Ярославские и Московские — рюриковичи), которые являются потомками Чингисхана по женским и по мужским линиям (то есть не по прямой мужской линии, их называли «кровь Чингизова»). Среди них по краям два сына (царь и царевич) Ивана IV Грозного (изге диндар хан Аллабүләк Мәскәүле hәм изге азап кичерүче диндар хан улы Митрәй Мәскәүле) и ближе к центру два сына святого великого князя Феодора Чёрмного (они же два внука царя Золотой Орды Менгу-Темура от его дочери во Святом Крещении Анны: изге диндар бәк Күчти Галим Ярославльле hәм изге диндар бәк Давыт Ярославльле), которым по наследству в числе прочих городов отошли города Казань и Болгар. Этим расположением как бы подчёркивается, что Россия не только в династийном, но и в христианском духовном плане является наследницей и преемницей не только Византии, но и Улуса Джучи (Золотой Орды), и Великого Монгольского Улуса, тех примеров святости, которые в них Господь Бог нам явил. В третьем и четвёртом ряду расположены татарские святые, о которых нет сведений, что они являются потомками Чингисхана, среди которых представители как знатных, так и простых татарских родов. Под святыми изображён полумесяц с христианским символом в количестве по числу святых, а перед святыми светящийся Крест. По обеим сторонам иконы изображены татарские тамги выдающихся личностей, родов, племён, государственных образований. Кроме того, по периметру икона украшена символами, флагами и гербами, также есть символическое изображение на ковре. Значение этих символов хорошо известно любителям татарской истории и специалистам в этой области. А для тех, кто не знает, есть повод изучить их, так же как и татарские тамги. Вообще в этой иконе сокрыто многое, а главное, что можно описать словами: «всё татарское от моря и до моря, от океана Атлантического до океана Тихого да славит Пресвятого Господа Бога нашего Иисуса Христа, со Пресвятым Богом Отцом и со Пресвятым и Животворящим Богом Духом Святым – Единого Бога Троицу – Аллаха, Единого Бога Троицу – Тенгри».
Господь нам сказал о процветании всякого народа, славящего Имя Всевышнего. Православные татары верят, что вносят посильный вклад в сохранение и развитие родного языка как языка молитвенного, языка общения с Богом, и в дальнейшее процветание своего народа. Примечательно, что икона была написана в Татарстане.
“КУРУЛТАЙ ТАТАРСКИХ СВЯТЫХ”
Первый нижний ряд (слева-направо): святой преподобный царевич Пётр Ордынский – изге яраулы хан улы Даир Кайдагул Ордалы, святой блаженный царевич Иаков Касимовский – изге бәхетле хан улы Ягъкуб Касыймлы, святой страстотерпец царевич Феодор Долголядский – изге азап кичерүче хан улы Аллабүләк Озаклядле
Второй ряд (слева-направо): святой благоверный царь Феодор Московский – изге диндар хан Аллабүләк Мәскәүле, святой благоверный князь Константин Улемец Ярославский – изге диндар бәк Күчти Галим Ярославльле, святой благоверный князь Давид Ярославский – изге диндар бәк Давыт Ярославльле, святой страстотерпец благоверный царевич Димитрий Московский – изге азап кичерүче диндар хан улы Митрәй Мәскәүле
Третий ряд (слева-направо): святой священномученик Петр Гаврилов – изге корбанчы шаһит Петер Гаврилов, святой мученик Пётр Казанский – изге шаһит Петер Казанлы, святой преподобный Пафнутий Боровский – изге яраулы Пафнутий Боровсклы, святой мученик Стефан Казанский – изге шаһит Эстефән Казанлы,священник Даниил Сысоев – корбанчы Даниял Сысоев, священник Василий Тимофеев – корбанчы Бәчли Тимофеев
Четвертый верхний ряд (слева-направо): святая мученица Платонида – изге шаһит Платонида, святой священномученик Николай Тохтуев – изге корбанчы шаһит Микулай Тохтуев, святой преподобный Серапион Кожеозерский – изге яраулы Туртас Кожкүлле, святой преподобный Далмат Исетский – изге яраулы Далмат Исетьле