Рафаил Галимов

Символика цветов в иконе

Дорогие друзья! В этот раз хочу без художественной формы рассказать, как ощутил «символику цвета в иконе» в своей жизни.
В детстве выбирал не я, но в ранней юности, когда уже стоял выбор за мной, больше любил Синий цвет и большинство моих одежд были такими.
Как знаете, в иконах он символизирует Небеса. В чем же я увидел связь между мной и Небесами?
А в том, что именно в эти годы впервые услышал о Боге.
И не просто услышал. Художница-репетитор (в будущем ставшая иконописцем) в течении года учебы подробно мне рассказала всю суть Православия. Так сказать, между словом, за год ей удалось 1) полностью опровергнуть Дарвинскую теорию на обе лопатки (чем я был поражён, ведь школьная программа для меня была несомненным авторитетом), 2) полностью разъяснить, что именно Православная религия – истина, а остальные ошибочны, 3) опровергнуть мусульманскую версию (это было сложнее всего, потому что я татарин). И всё это она сделала не многочасовыми убеждениями, а просто несколькими фактами, сказанными на ту или иную тему. Но такими простыми и нерушимыми, что усомниться в них было невозможно.
Сейчас у меня нет сомнений, что Святой Дух говорил через неё.
К этому же периоду можно приплюсовать Чёрный цвет, который на иконах символизирует зло и смерть.

Почему? Потому что я вошёл в одну чёрную компанию (был конец 90-х) и надел чёрную кожанку, которая была знаком бандитизма даже в тех рядах, где не слышали о символах ни слова.
Осознать, что эти «кореша» вовсе не друзья, мне, опять же, помогла эта художница, посоветовав проверить их простейшим способом – сказать, что простудился и месяц-два не ходить к ним. И действительно, мнимые друзья пару раз зашли и забыли. Сейчас многие из них уже ушли из нашего мира.
В те же юношеские годы появилась «возлюбленная», на два-три месяца, которые не могу символизировать никаким другим цветом, кроме Чёрного. Вскружение головы и особенно горькое окончание, оставили глубокий след в душе, можно сказать, до сегодняшнего дня.
После этого я серьёзно заболел, углубился в себя, и жизнь мою наполнил цвет, который в иконах не бывает. Сказать точнее – Серый.
В иконах он отсутствует из-за того, что цвет самый грязный и самый равнодушный, «ни холоден ни горяч», смешение добра со злом. Хотя символику не знал, но думал в подсознании примерно так: я недостоин никакого цвета. Поэтому цвет Серый – мой.
Весь гардероб заполнился серыми одеждами. Я занялся торговлей, (болезнь не мешала) , и несколько лет работал абсолютно без выходных в этом контейнере из серой стали. В свободное время делал одно из двух – или сочинял стихи (которые потом выбрасывал, как серый мусор) или пил пиво, укутанный серым дымом.. В 25-26 Бог помог мне оставить второе хобби, хотя я поучения юности абсолютно забыл. И про Бога ни от кого больше не слышал.
Здесь могу припомнить и Красный цвет. Потому что он в тот период у меня вызывал отвращение.
В иконах же он имеет два смысла: Царствование и пламенная любовь мучеников.
А мне, далёкому от истины, тогда казалось примерно так: красное одевает тот, кто хочет выделиться горделиво (а я это отвергал и, признаюсь, скрыто гордился свой «скромностью») и вообще, Красное на кровь похоже, что же здесь хорошего? (повторюсь, о христианском мученичестве я уже не помнил)
Сейчас думаю, именно потому что я был далёк от Бога, как Серый цвет от иконы, Красный был мне неприятен в любом виде.
Даже в форме цветка.
После завязывания мёртвого узла на горлышке исчезли мои друзья-собутыльники. Стихи и круг общения на рынке тихонечко удалили из моих речей жаргон и сквернословие. Я торговал детскими книжками, поэтому ежедневно общался с милыми малышами-покупателями. Или детишками коллег. Это привело к тому, что чаще стал писать стихи для детей. (Хотя в итоге тоже выкинул).
Мои 28 лет (2009-10), по-моему, можно совместить с Белым цветом. Он в иконах символизирует святость, и ангельский мир.
Сначала , летом того года произошло со мной чудо – я упав в колодец не утонул, пролежав некоторое
время на дне без сознания, без ангела безусловно не обошлось.
Осенью, написал стих «Может Бог ещё поможет» с грустной жалобой на свою болезненную участь. И Он в ответ помог, опровергнув пророчества врачей, хотя и не без помощи них. Через две недели сделали операцию (Белые стены, постели, халаты). Окончательно выписали белым вечером 31 декабря. Такой новогодний подарок от Святого Духа.
После этого каждый день для меня был как праздник. Потому что душа была полна благодарности Господу, и я жаждал узнать о Нём получше. Записался в Православную библиотеку города и ежедневно читал. И молился перед вечерним окном по-своему, пытаясь отблагодарить.
Самым Белым пятном в этой истории является то, что мне после операции вспомнились все уроки художницы дословно, включая каждую улыбку.
Но в этот раз я уже не пропустил слова Святого Духа мимо ушей, а пошёл, крестился и начал воцерковляться.
Зелёный цвет в иконах символизирует жизнь. Его вижу в своей жизни до сегодняшнего дня.
Мне кажется, жизнь началась только после крещения, до этого я был серым равнодушным камнем. (В этом случае вспоминаю притчу: Как птице, чтоб подняться на небеса нужно родиться два раза — сначала яйцом, потом из яйца. И потом ещё вырасти, питаясь и обучаясь. Так и человеку, чтоб подняться на небеса нужно родиться сначала физически, затем духовно (креститься). И потом кормиться (хлебом насущным и покаянием) и обучаться (воцерковляться) .
А яйцо от камня не очень отличается.
Ещё Зёлёный цвет на иконах символизирует землю (из-за зелени) . В моём случае тоже прямое совпадение – я в 2010 переехал от родителей на край города для развития самостоятельности и с тех пор зелень окружает меня. И огород и лес всегда рядом.
В карьере я ещё совсем зелёный, «Всё только начинается, студент».
Да и по духовному росту пока ещё на первой ступеньке, неофит. То есть зелён, как сосунок. Хотя, может, выгляжу не так.
Интересно, что после крещения и воцерковления мой гардероб постепенно посинел. Хотя до сегодняшних дней не знал ,что Синий цвет — символ небес, мне он стал нравится, как в юности. Серый цвет не вычеркнул из своей жизни, (я же не икона) но стал к нему более равнодушен. И к Красному отношение смягчилось.

Золотой цвет в иконах символизирует благодать Господа. До воцерковления он в моей жизни не участвовал абсолютно (откуда на базаре благодати взяться?) Я его видел только на экране ТВ, которое ещё смотрел.
Соприкоснулся с этим цветом уже когда начал писать портреты (то есть не ранее 2014- 15 года) и потребовалось сделать красивые Золотые рамки. Спросите, какая здесь связь с Божью благодатью?
Дело в том, что портреты писать я стал не по какой-то иной причине, а именно, чтобы суметь соблюдать вторую заповедь, «возлюби ближнего».
Рассуждал так: если художник рисует то, что любит, значит, чтобы полюбить людей, надо их рисовать. И, видимо, Бог одобрил мои намерения и дал силы на это дело. Потому что сам бы я точно не справился.
Ну и в иконописи, если Бог даст, дойду до золота.

P.S. Что имя Рафаил переводится как «исцеленный Богом» я узнал относительно недавно. И стараюсь не забывать

Рафаил Галимов

Другие свидетельства обратившихся ко Христу на нашем сайте  ✤ Православные татары ✤